На 15 ноября 2004 г. Ассоциативный
словарь школьников Саратова и Саратовской области (АСШС) характеризуется
следующими параметрами:
количество
основных стимулов: 864;
общее
количество анкет в электронной базе словаря:
6854;
общее
количество обрабатываемых реакций: 210292;
количество
анкет школьников Саратова: 3561;
количество
анкет школьников районных центров области: 1715;
количество
анкет сельских школьников: 1578;
количество
анкет девочек: 3609;
количество
анкет мальчиков: 3245.
Электронная база АСШС позволяет
автоматически получать ответы на запросы:
«от стимула к реакциям»,
«от
реакции к стимулам»,
на
перекрестные запросы с учетом пола и возраста испытуемых,
на
обобщающие запросы.
В АСШС обеспечена следующая фильтрация
материалов:
по
месту жительства испытуемых,
по
их полу,
по
их возрасту (классу, в котором учатся испытуемые),
по
типам школ,
по
школам, в которых проводились эксперименты,
по
спискам стимулов,
по
стимулам,
по
реакциям.
АСШС позволяет:
просматривать
в электронной форме каждую из 6854 анкет,
осуществлять
поиск всех анкет по конкретным реакциям и по конкретным сочетаниям «стимул –
реакция»,
корректировать
электронное содержание анкет в режиме редактирования,
импортировать
и экспортировать данные АСШС,
просматривать
списки стимулов,
просматривать
списки населенных пунктов,
просматривать
списки школ.
Образец общей прямой статьи АСШС
Реакции на стимул БЕГАТЬ
Стимул – БЕГАТЬ |
||
Реакция |
Доля в общем числе реакций на стимул БЕГАТЬ |
Частота |
быстро |
16,78% |
75 |
спорт |
8,50% |
38 |
- |
8,05% |
36 |
прыгать |
4,70% |
21 |
идти |
2,91% |
13 |
бег |
2,46% |
11 |
скорость |
2,24% |
10 |
ходить |
2,01% |
9 |
физкультура |
1,57% |
7 |
спортсмен |
1,34% |
6 |
хорошо |
1,12% |
5 |
бегать |
0,89% |
4 |
кросс |
0,89% |
4 |
на улице |
0,89% |
4 |
ноги |
0,89% |
4 |
сильно |
0,89% |
4 |
убегать |
0,89% |
4 |
улица |
0,89% |
4 |
бегом |
0,67% |
3 |
дистанцию |
0,67% |
3 |
догонять |
0,67% |
3 |
заниматься |
0,67% |
3 |
медленно |
0,67% |
3 |
стадион |
0,67% |
3 |
стоять |
0,67% |
3 |
устал |
0,67% |
3 |
бежать |
0,45% |
2 |
бежит |
0,45% |
2 |
босиком |
0,45% |
2 |
в лесу |
0,45% |
2 |
далеко |
0,45% |
2 |
дистанция |
0,45% |
2 |
долго |
0,45% |
2 |
дорога |
0,45% |
2 |
дышать |
0,45% |
2 |
заниматься спортом |
0,45% |
2 |
кроссом |
0,45% |
2 |
лес |
0,45% |
2 |
летать |
0,45% |
2 |
лететь |
0,45% |
2 |
мчаться |
0,45% |
2 |
на дороге |
0,45% |
2 |
на стадионе |
0,45% |
2 |
обувь |
0,45% |
2 |
падать |
0,45% |
2 |
перегонки |
0,45% |
2 |
по кругу |
0,45% |
2 |
по луже |
0,45% |
2 |
по улице |
0,45% |
2 |
пробежка |
0,45% |
2 |
соревнования |
0,45% |
2 |
упасть |
0,45% |
2 |
физ-ра |
0,45% |
2 |
? |
0,22% |
1 |
аэробика |
0,22% |
1 |
бегать на стадионе |
0,22% |
1 |
бегливой (!) |
0,22% |
1 |
беготня |
0,22% |
1 |
бегун |
0,22% |
1 |
бокс |
0,22% |
1 |
ботинки |
0,22% |
1 |
быстро ходить |
0,22% |
1 |
быстрота |
0,22% |
1 |
в бегах |
0,22% |
1 |
в зале |
0,22% |
1 |
веселиться |
0,22% |
1 |
весело |
0,22% |
1 |
веселье |
0,22% |
1 |
вокруг |
0,22% |
1 |
вокруг дома |
0,22% |
1 |
гонка |
0,22% |
1 |
гулять |
0,22% |
1 |
деталь |
0,22% |
1 |
догонялки |
0,22% |
1 |
домой |
0,22% |
1 |
дружно |
0,22% |
1 |
дурость |
0,22% |
1 |
жарко |
0,22% |
1 |
за человеком |
0,22% |
1 |
забавляться |
0,22% |
1 |
зайцем |
0,22% |
1 |
зарядка |
0,22% |
1 |
зачем |
0,22% |
1 |
зимой |
0,22% |
1 |
игра |
0,22% |
1 |
играть |
0,22% |
1 |
искать |
0,22% |
1 |
коньки |
0,22% |
1 |
кроссовки |
0,22% |
1 |
круг |
0,22% |
1 |
кружиться |
0,22% |
1 |
лежать |
0,22% |
1 |
летит |
0,22% |
1 |
мама |
0,22% |
1 |
марафон |
0,22% |
1 |
метеор |
0,22% |
1 |
милиция |
0,22% |
1 |
мотоцикл |
0,22% |
1 |
на время |
0,22% |
1 |
на месте |
0,22% |
1 |
на стуле |
0,22% |
1 |
на физкультуре |
0,22% |
1 |
не бегать |
0,22% |
1 |
не бежать |
0,22% |
1 |
нога |
0,22% |
1 |
ногами |
0,22% |
1 |
носиться |
0,22% |
1 |
нужно |
0,22% |
1 |
около дома |
0,22% |
1 |
осторожно |
0,22% |
1 |
от кого-нибудь |
0,22% |
1 |
от убийцы |
0,22% |
1 |
отдыхать |
0,22% |
1 |
перебегать |
0,22% |
1 |
передвигаться |
0,22% |
1 |
песок |
0,22% |
1 |
площадка |
0,22% |
1 |
по аллее |
0,22% |
1 |
по беговой дорожке |
0,22% |
1 |
по гостям |
0,22% |
1 |
по дому |
0,22% |
1 |
по залу |
0,22% |
1 |
по лесу |
0,22% |
1 |
по площади |
0,22% |
1 |
по полю |
0,22% |
1 |
по трассе |
0,22% |
1 |
по тропинке |
0,22% |
1 |
по школе |
0,22% |
1 |
по школьной площадке |
0,22% |
1 |
побежать |
0,22% |
1 |
побивать рекорды |
0,22% |
1 |
погоня |
0,22% |
1 |
подарок |
0,22% |
1 |
полем |
0,22% |
1 |
препятствие |
0,22% |
1 |
пробег |
0,22% |
1 |
прогулка |
0,22% |
1 |
прыжками |
0,22% |
1 |
прыжок |
0,22% |
1 |
развлечение |
0,22% |
1 |
резвиться |
0,22% |
1 |
секундомер |
0,22% |
1 |
скакать |
0,22% |
1 |
спешить |
0,22% |
1 |
спортзал |
0,22% |
1 |
спортсмену |
0,22% |
1 |
старт |
0,22% |
1 |
стол |
0,22% |
1 |
стремиться |
0,22% |
1 |
трасса |
0,22% |
1 |
тропинка |
0,22% |
1 |
трусцой |
0,22% |
1 |
туда-сюда |
0,22% |
1 |
уметь |
0,22% |
1 |
усталость |
0,22% |
1 |
утро |
0,22% |
1 |
утром |
0,22% |
1 |
учителю |
0,22% |
1 |
ходить пешком |
0,22% |
1 |
человеку |
0,22% |
1 |
шевелить ногами |
0,22% |
1 |
шутку |
0,22% |
1 |
эстафету |
0,22% |
1 |
[Различных] |
36,47% |
163 |
[Единичных] |
24,61% |
110 |
[V] |
16,88% |
0,169 |
[Нулевых] |
8,05% |
36 |
[H] |
|
5,923 |
[Всего] |
|
447 |
Образец обратной статьи АСШС по реакции ХОЧУ
Стимулы, но которые получена реакция ХОЧУ |
||
Стимул |
Доля |
Частота |
не хочу |
27,42% |
17 |
еще |
22,58% |
14 |
очень |
11,29% |
7 |
желать |
4,84% |
3 |
дом |
3,23% |
2 |
есть |
3,23% |
2 |
конечно |
3,23% |
2 |
вода |
1,61% |
1 |
голосование |
1,61% |
1 |
да |
1,61% |
1 |
дежурить |
1,61% |
1 |
иметь |
1,61% |
1 |
лежать |
1,61% |
1 |
мечтать |
1,61% |
1 |
надо |
1,61% |
1 |
нельзя |
1,61% |
1 |
рисовать |
1,61% |
1 |
спать |
1,61% |
1 |
тоже |
1,61% |
1 |
ужин |
1,61% |
1 |
уметь |
1,61% |
1 |
хотеть |
1,61% |
1 |
[Различных] |
35,48% |
22 |
[Всего] |
|
62 |
Первые 45 строк частотного словаря реакций
Общий список реакций, ранжированный по убыванию частоты реакции |
||
Реакция |
Доля |
Частота |
- |
11,35% |
23867 |
человек |
1,27% |
2681 |
вода |
0,46% |
972 |
дом |
0,44% |
919 |
друг |
0,37% |
784 |
машина |
0,37% |
783 |
думать |
0,35% |
742 |
цвет |
0,33% |
689 |
большой |
0,31% |
648 |
мама |
0,31% |
648 |
животное |
0,29% |
619 |
мой |
0,28% |
597 |
книга |
0,28% |
584 |
хорошо |
0,28% |
580 |
день |
0,27% |
574 |
маленький |
0,26% |
549 |
еда |
0,26% |
546 |
смех |
0,25% |
527 |
праздник |
0,24% |
506 |
белый |
0,24% |
502 |
красивый |
0,24% |
498 |
радость |
0,23% |
490 |
старый |
0,23% |
488 |
деньги |
0,23% |
483 |
? |
0,23% |
481 |
быстро |
0,23% |
479 |
я |
0,23% |
479 |
музыка |
0,23% |
477 |
человека |
0,22% |
467 |
снег |
0,21% |
446 |
птица |
0,21% |
443 |
плохо |
0,20% |
424 |
мальчик |
0,20% |
418 |
хороший |
0,20% |
415 |
домой |
0,20% |
414 |
умный |
0,20% |
414 |
дождь |
0,19% |
406 |
папа |
0,19% |
402 |
ум |
0,19% |
396 |
дерево |
0,18% |
375 |
нет |
0,18% |
372 |
жизнь |
0,18% |
370 |
играть |
0,17% |
356 |
одежда |
0,17% |
354 |
Первые 20 позиций
ядра языкового сознания современного
школьника
(по данным 6584 анкет АСШС, полученных к ноябрю 2004 г. в свободных ассоциативных экспериментах 1998 – 2004 гг.
в Саратове и Саратовской области)
Ранг |
Реакция |
Число стимулов, на которые была дана реакция |
Ранг |
Реакция |
Число стимулов, на которые была дана реакция |
1 2 3 4 5 6 7 9 9 9 |
человек дом машина хорошо друг хороший плохо мальчик мама человека |
306 217 165 149 128 117 115 114 114 114 |
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 |
я умный большой жизнь люди деньги красивый радость вода нет |
111 110 109 97 94 92 91 85 82 81 |
Ср. с первыми 20 позициями ядра русского языкового сознания по материалам Ассоциативного тезауруса русского языка (Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика русского сознания. М., 1996. С. 142):
Ранг |
Реакция |
Число стимулов, на которые была дана реакция |
Ранг |
Реакция |
Число стимулов, на которые была дана реакция |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
человек дом нет хорошо жизнь плохо большой друг деньги дурак |
773 593 560 513 494 465 453 410 367 352 |
11 12 14,5 14,5 14,5 14,5 17 18,5 18,5 20 |
много радость дело думать все хороший день лес любовь работа |
332 300 299 299 299 299 290 289 289 288 |
Примечание. Расхождения в заполнении первых 20 позиций по
материалам АСШС и материалам Ассоциативного тезауруса русского языка частично обусловлены
тем, что данные АСШС приведены относительно словоформ, а данные Ассоциативного
тезауруса русского языка – относительно
лексем (лемм).
Материал демонстрирует значительную общность семантического ядра языкового сознания школьников с ядром русского языкового сознания, установленного по материалам Ассоциативного тезауруса русского языка.
Результаты исследований материалов АСШС
представлены в 33 научных публикациях.